Олег Бодня
Троллейбусные поезда
Авторский коллектив:
- Руководитель проекта — Михаил Денщик
- Автор текста — Олег Бодня
- Авторы английского текста — Константин Козлов, Франсис Тэрри
- Разработчик графических макетов — Степан Бескаравайный
- Оформление, вёрстка — Олег Бодня
Данная книга повествует о троллейбусных поездах — составах из двух троллейбусов, работавших по системе многих единиц, заимствованной (с определёнными доработками) у трамвайных вагонов. Эти уникальные транспортные средства впервые появились в Киеве в 1966 году и довольно быстро стали популярны ввиду повышенной вместимости и относительно простой конструкции. Всего в 1966–1994 годах было изготовлено более 820 поездов на базе 6 различных моделей троллейбусов (включая опытные экземпляры). Эксплуатация троллейбусных сцепок велась в 29 городах СССР, а также Софии (Болгария) и закончилась в конце 2013 года.
Основным отличием троллейбусных поездов от более распространённых в мире составов из троллейбуса с прицепом было то, что обе машины были обмоторены и работали синхронно. Причиной их создания была плановая экономика Советского Союза, заточенная на массовый выпуск однотипных моделей. Двухвагонные сцепки смогли частично нивелировать недостаток более вместительных сочленённых троллейбусов, не выпускавшихся в СССР вплоть до второй половины 1980-х годов.
В книге рассказывается о первых опытах по объединению троллейбусов в поезда (включая составы с прицепами), людях, стоявших у истоков данной разработки, постепенном распространении новой конструкции, освоении массовой сборки поездов на базе наиболее распространённых моделей троллейбусов — Škoda 9Tr и ЗиУ-682. Также приведена информация о двухвагонных сцепках троллейбусов МТБ-82Д, Киев-2, Киев-4 и чехословацком троллейбусном поезде Škoda TV–14Tr, выпущенном в единственном экземпляре.
Впервые под одной обложкой собрано более 150 фотографий троллейбусных поездов, включая снимки из архивов СПб ГУП «Горэлектротранс» и известных любителей транспорта. Специально для книги подготовлена подробнейшая статистика по всем известным двухвагонным троллейбусным составам: количество поездов, работавших в том или ином городе, периоды испытаний или эксплуатации, бортовые номера, основные маршруты движения.
В качестве приложений даны подробные графические эскизы троллейбусных поездов с основными техническими характеристиками и краткой исторической справкой о соответствующей модели троллейбуса.
Книга выполнена в уже традиционном дизайне, ведущем свою историю от «Атласа городского электротранспорта Российский Федерации». Собранные в издании сведения актуальны по состоянию на декабрь 2021 года.